Вероятности нардовых событий

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

2. Авторское право

Термины

Правила

Вероятности нардовых событий

Нардовая топология

Тактика и тактические приемы игры в длинные нарды

Дебют

Середина игры

Окончание

Блоки

Общие принципы и стратегия игры

Нардовый практикум

Зары и Генератор

Психологические аспекты игры


ВСТУПЛЕНИЕ.

Вернуться в начало.

Несмотря на большую популярность длинных нард в России и странах СНГ, в доступной литературе до недавнего времени не было серьезных разработок теории этой игры.

Но теперь есть как минимум 2 книги, полностью посвященные тому, как правильно играть в длинные нарды: автора этого справочника - Ахундова Назима (Москва, 2007) и Родиона Чеботарева (Днепропетровск, 2010).

К сожалению, до сих пор нет программы, умеющей анализировать партии и позиции в длинные нарды на приемлемом уровне. Но, будем надеяться, она в ближайшие годы появится.

Данная работа – это попытка собрать в одном месте, проанализировать и переработать наиболее важное из того, что в разное время автор изучал и публиковал по теме «длинные нарды».

Работа очень условно названа справочником. В основном из-за того, собранные в нем сведения носят разноплановый характер.


АВТОРСКОЕ ПРАВО

Вернуться в начало.

Материалы Справочника автором предназначены для свободного и не ограниченного распространения или копирования, при соблюдении всего двух обязательных условийавторского права:

1. Указывать источник

2. Указывать автора.

Сказанное не относится к случаям коммерческого применения, которое необходимо согласовывать с автором.


ТЕРМИНЫ

Вернуться в начало.

Ниже автор предлагает повсеместно использовать некоторый набор терминов.

Безусловно, любой игрок вправе использовать иные термины, т.к. предложенные автором термины – это его личное восприятие того, какие следует употреблять слова.

Вы вправе пропустить этот раздел и пользоваться теми терминами, к которым привыкли, однако, тогда чтение материалов данного справочника станет для вас затруднительным.

Для лучшего понимания текста в данной работе, рекомендуется посмотреть предлагаемые ниже термины.

Говоря о позиции на нардовой доске, мы часто употребляем некоторые специфические нардовые слова, а точнее, термины. Многие из них игрокам в нарды понятны. Но некоторые, без конкретного указания на доску, могут приводить к путанице.



Для того чтобы излагаемый далее материал был понятен читателю, ниже приведено определение тех терминов, которые автор использовал в книге.

1.То, чем играют нарды. Шашки, фишки, камни. Иногда под словом камни подразумевают зары. Автор предлагает использовать слово «шашки», в отличие от фишек казино, которые имеют еще и номинал (фишка $100, фишка $10 и т.д.)

2.Место на доске, на котором стоят шашки. Его называют по-разному: поле, лунка, позиция, пункт. Всего их 24. В книге я предлагал использовать слово «поле». Однако Президент РФСНБ Гюль Эльдар Алиевич сумел убедить меня, что термин «пункт» подходит больше. Здесь и далее пункты нумеруются от 1 до 24 (отсчет идет от базы белых шашек). Пункт № 1 – стартовая позиция шашки (белой), пункт № 24 – последний пункт доски, после которого шашка (белая) снимается с доски (выбрасывается).

3.«Ход». Термин понятен всем. Игрок, чья очередь играть, бросает Зары и должен сыграть выпавшие цифры. Это и будет ход. Ход состоит из «движений». В одном ходе может быть до четырех движений. Обычно их два. Но, если на зарах выпали одинаковые цифры, то четыре движения.

Это в случае «полного хода».

Но бывает, что все движения сделать невозможно, тогда ход может состоять из трех, двух и одного движения.

Это «неполный ход».

Может, также, возникать ситуация, когда игрок вынужден полностью пропустить ход. Это когда ходить нет возможности. В таком случае в ходе ноль движений или «пропуск хода».

4.Иногда важно обозначить в какой части доски идет игра. Далее будем использовать термин «четверть». Первая – та, где стартовая позиция. Далее вторая, третья и четвертая (та, где шашки выбрасывают).

5.Место, где в начале игры собраны все шашки (пункт №1). Часто пользуются словами «рука» и «голова». Иногда это приводит к путанице. Этот термин важный и часто употребляемый. По правилам с «руки» нельзя ходить более одной шашки (за исключением первого хода). В книге используется слово «рука». Однако следует признать, что термин «голова» используется игроками не реже. По-видимому, логичнее признать равноправие обоих этих терминов, т.е. их одинаковую применимость. Автор считает, что можно использовать и термин «голова» тоже.



6.Несколько подряд стоящих шашек, образующих некое препятствие. В коротких нардах есть понятие «прайма», но там шашки стоят парные, а в длинных могут быть и в 1 ряд. Поэтому такое построение можно было бы назвать прайм, блок, перекрытие. Здесь и далее будем использовать термин «блок».

7.Несколько (3 и более) шашек в одном пункт. Иногда игроки говорят «колбаса» или «сосиска». Варианты: "столбик", "стопка", "пачка". Общеприменим и не вызывает споров термин «столбик».

8.Четвертая четверть. Часто именно это место игроки называют домом. Слово «дом» используется повсеместно для обозначения четвертой четверти.

9.Первая четверть. Во избежание путаницы, первую четверть доски будем называть «база».

10.В коротких нардах есть термин «бильдер» (builder, строитель). Запасная шашка, готовая создать новую пару. В длинных нардах бывает необходимость обозначать шашки, выполняющие похожие функции. Это когда ставится вторая или третья шашка в столбик на какой-то пункт, чтобы следующим ходом можно было захватывать более дальние пункты, не открывая позиции, с которой ходишь. В справочнике такая шашка называется «аванта». Первая (нижняя) шашка в пункте, где стоит аванта, здесь и далее будет называться «трамплин».

11.Недостаток ходов при выпадении какой-то конкретной цифры – «дефицит хода» (дефицит пятерок, дефицит троек и т.д.).

12.Некоторое количество ходов, которые можно сделать (передвинуть часть шашек), не создавая такими ходами критической ситуации для себя, например, не открывая важных пунктов. Для такого набора ходов использован термин «запас ходов». Часто употребляют просто слово «запас». Смысл «дефицита ходов» и «запаса ходов» один и тот же. Это так же как стакан на 2/3 полный или стакан на 1/3 пустой.

13.Зары (кубики). Словом зары обозначены только сами зары. То, что выпадает на зарах названо «бросок». Бросок – это две цифры, каждая из которых от 1 до 6. Когда выпадают одинаковые цифры на обоих зарах, такой бросок называется «куш».

Все термины в дальнейшем используются без кавычек.


ПРАВИЛА.

Посмотреть полную версию правил. Вернуться в начало.

Здесь дана самая простая и короткая версия Правил игры.

Изначальная расстановка шашек:

По 15 шашек разного цвета у каждого игрока. Все эти шашки надо привести в дом, собрать туда все 15, а потом уже выводить с доски (выбрасывать). Движение против часовой стрелки.

Кто первым выбросит все свои шашки, тот выиграл.

Ходит каждый игрок только своими шашками и только в те пункты, которые не заняты чужой шашкой.

С руки можно за один ход снять только одну шашку.

Исключения: первый и только первый бросок (у обоих игроков) 6:6, 4:4 или 3:3 – снимается с руки 2 шашки.

По ходу движения шашек нельзя ставить более 5 шашек подряд, если впереди этих шашек нет шашки соперника.

Ход делается по выбору игрока - любую из выпавших цифр на зарах любой шашкой. Но, при этом он должен (обязан):

- не нарушать Правил игры;

- сделать максимальный ход из всех возможных по тем цифрам, что выпали на зарах.

Шашки нельзя выбрасывать, пока все 15 из них не зайдут в дом.

Выбрасывают шашки в доме с той позиции, с которой выпала цифра на зарах. Но игрок может не выбрасывать шашки, а ходить в доме любой шашкой. При этом он обязан:

- не нарушать правило максимального хода;

- выбрасывать шашку с меньшей позиции, чем выпало на зарах, только если на старших позициях больше нет шашек.

Необходимо иметь в виду, что имеют место:

- Некоторые редкие случаи коллизий, встречающихся в Правилах;

- Правила, по которым играют в разной местности (на разных сайтах), реализованы по-разному.

Выигрыш в партии, когда игрок выбросил свои шашки раньше, чем соперник, дает 1 очко. Такой выигрыш называется «ойн».

Но, если игрок выбросил все свои шашки, а соперник - ни одной, такой выигрыш называется «марс» и дает 2 очка.

Игра ведется по очкам до достижения одним из игроков определенной суммы. Первым набравший эту сумму игрок выигрывает игру. Такая игра называется «тас». Тас играют «до n», т.е. до n побед, например «до 3» или «до 5» и т.д. Число n определяется Регламентом Турнира, Конвенциями матча (игры) или просто договоренностью игроков до игры. В т.ч. можно играть «до 1», когда первый же ойн дает выигрыш в игре.

В терминах «игра» и «матч» легко запутаться. Поэтому определяйтесь (или изучайте, если они уже заданы) с условиями игры (конвенциями) заранее.

Подробнее можно изучить тонкости и спорные положения Правил можно на авторском сайте.


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ВЕРОЯТНОСТЕЙ БАЗОВЫХ НАРДОВЫХ СОБЫТИЙ.

ВЕРОЯТНОСТЬ Доли %%
Какой-либо конкретный куш 1 /3 6 2,78%
Какой-либо конкретный обычный бросок 2 / 36 5,56%
Какой-нибудь (любой) куш, не зависимо какой именно 6 / 36 16,67%
Обычный бросок - НЕ КУШ, какой-нибудь 30 / 36 83,33%
В броске будет какая-то конкретная цифра 11 / 36 30,56%
В броске НЕ будет какой-то конкретной (одной) цифры 25 / 36 69,44%
ДВА броска подряд ни разу НЕ выпадет конкретная цифра 625/1296 48,23%
В двух бросках подряд выпадет хотя бы одна конкретная цифра 671/1296 51,77%
Выпадет 4 или 6 (какая-то из двух заданных цифр) 20 / 36 55,56%
Выпадет 2, 4 или 6 (какая-то из трех заданных цифр) 27 / 36 75,00%
Выпадет два раза подряд один и тот же куш (1/36)^2 0,07716%
Выпадет три раза подряд один и тот же куш (1/36)^3 0,00214%
Выпадет четыре раза подряд один и тот же куш (1/36)^4 0,00006%
Выпадет два раза подряд какой-нибудь куш (любой) (1/6)^2 2,78%
Выпадет три раза подряд какой-нибудь куш (любой) (1/6)^3 0,46%
Выпадет четыре раза подряд какой-нибудь куш (любой) (1/6)^4 0,07716%
Выпадет какой-нибудь (любой) куш хотя бы один раз из двух подряд бросков? 1-(5/6)^2 30,56%
Выпадет какой-нибудь (любой) куш хотя бы один раз из трех подряд бросков? 1-(5/6)^3 42,13%
Выпадет какой-нибудь (любой) куш хотя бы один раз из четырех подряд бросков? 1-(5/6)^4 51,77%

Еще две интересные вероятностиот Олега (ник os2006, данные с форума fpclub ):

  1. В партии, с количеством ходов N, вероятность получить К кушей (например, куша 66) имеет вид: N! / (N-K)! / K! * 35^(N - K) / 36^N. Для средней партии в длинные нарды получим таблицу и график ниже:

  1. Также достойна внимания таблица:

Как часто партия должна заканчиваться с разницей в пипсах всего 10 (в пределах 1 броска)? А с разницей 20 пипсов? Смотрите ниже таблицу и график.

Пятая строка этой таблицы говорит о том, что каждая десятая партия должна заканчиваться с разницей в пипсах 50 очков. А первая строка должна вас приучить к тому, что примерно одинаково обоим игрокам (в пределах 10 пипсов разница) бывает только в каждой третьей партии. А в 2 из 3 партий разница будет больше.

Еще одна забавная цифра: если вы сыграете 200 партий, то 3 из них закончастя с разницей в пипсах около 100 очков.

Ну и, наконец, еще одна полезная таблица вероятностей.

Вероятность выбросить оставшиеся 2 шашки в самом конце игры:

Для того, чтобы таблица стала понятнее, несколько картинок с шашками:

1,1 – две шашки на выброс в пункте 24 (последняя позиция доски для белых).

2,5 – одна шашка в пункте 23 (предпоследняя позиция) и одна в пункте 20.

Взято с форума nardy.info.

НАРДОВАЯ ТОПОЛОГИЯ

Перейти к выводам. Вернуться в начало.

Движение шашек по нардовой доске имеет свою, ярко выраженную специфику и сильно отличается от законов движения тел, усвоенных нами еще со школы. Для тех, кто только начинает играть в нарды, очень важно обратить внимание на эту особенность. Она вызвана в основном несколькими факторами:

  1. Длина пути шашки – конечная. Нардовая доска состоит из 24 пунктов, которые должна пройти каждая шашка, для того, чтобы выйти за пределы доски. Не забываем также, что по Правилам, шашка может встать лишь на тот пункт, который не занят шашкой соперника.

  1. Движение шашек по нардовому полу дискретно. За один и тот же игровой темп (одно движение) шашка может передвигаться и на 1 пункт и на 6 пунктов.

В этом главная, фундаментальная особенность нардовой топологии:

Таблица расчетов вероятностей.

Расстояние Удачные выбросы зар Вероятность (число случаев из 36) Примечание
1-* Прямая видимость
2-*, 1-1
3-*, 1-2, 2-1, 1-1
4-*, 1-3, 3-1, 2-2, 1-1
5-*, 1-4, 4-1, 2-3, 3-2
6-*, 1-5, 5-1, 2-4, 4-2, 3-3, 2-2
1-6, 6-1, 2-5, 5-2, 3-4, 4-3
2-6, 6-2, 3-5, 5-3, 4-4, 2-2
3-6, 6-3, 4-5, 5-4, 3-3
4-6, 6-4, 5-5
5-6, 6-5
3-3, 4-4, 6-6

Примечание: * - любая цифра от 1 до 6.

Шашку надо поместить на расстояние 6 (не 1, 3 или пять, а именно шесть) от пункта, который нужно занять следующим ходом. Этот вывод не меняется, если на пути есть преграды в одну или несколько чужих шашек.

Вариант расстановки 6-3 лучше, чем 6-4.

6. Варианты 5-4 и 4-3 дают одинаковый результат (примерно 72%), это хуже, чем 6-5 на 10%, но, практически, не меньше, чем любое сочетание с шестеркой (6-1, 6-2 и т.д.).


Вернуться в начало.

Прежде, чем начать знакомиться с тем, как лучше играть в длинные нарды, обязательно ознакомьтесь с содержанием раздела «Нардовая топология». В ней читателю предлагается изучить особенности движения шашек по нардовой доске.

Ниже изложены некоторые правила, усвоив которые можно начать уже вполне сносно играть в эту игру. Правила пронумерованы условно, и исключительно для удобства изложения материала.

Каждое правило дано в авторской краткой формулировке. Каждое - в отдельном разделе. Здесь же «правила» только перечислены и им дана краткая характеристика.

Правило №1. «Одну шашку с головы, вторую в другом месте».(Перейти к теме).

Очень полезное правило, известное почти всем новичкам, тем не менее, нуждается в пояснениях. Слепое следование этому правилу – верный путь к ошибке и проигрышу в тактической борьбе.

Правило №2. «Первые ходы».(Перейти к теме).

Как правильно располагать шашки при первых нескольких бросках, чтобы не попасть в беду уже в самом начале игры?

Правило №3. «Занимаем свободные пункты». (Перейти к теме).

Речь пойдет о том, какие именно пункты надо занимать в первую очередь и почему.
Позиция на базе соперника имеет тактическое значение, а в его доме – стратегическое. Здесь же объяснено, почему некоторые позиции на доске важнее других.

Правило №4. «Тихий ход».(Перейти к теме).

У Вас и у соперника пока нет пунктов, которые можно занять или практически им ничего не угрожает. Как правильно ходить в такой ситуации? Именно здесь новички совершают множество ошибок.

Правило №5. «Игра делается на выбросе».(Перейти к теме).

Как правильно «заходить» в дом, как правильно расставлять там шашки и как правильно их выбрасывать (снимать с доски).

Правило №6. «Строим «блоки».(Перейти к теме).

Речь идет о выстроенных подряд двух и более шашек, создающих «блок» или «заслон» для шашек соперника.

Правило №7. «Считаем «дефицит» ходов, своих и чужих». (Перейти к теме).

«Дефицит ходов» – принцип, положенный в основу всех тактических построений и приемов длинных нард. Это основной, фундаментальный прием.

Понятие «дефицит ходов» не всегда просто формулируется, объясняется и усваивается.

При всей своей внешней простоте, эффективное использование «дефицита ходов» одно из самых трудных в длинных нардах Умение оперировать «дефицитом ходов» своих и оппонента – признак высочайшего мастерства.

Следить надо не только за своим «дефицитом», но и за «дефицитом» оппонента. Вполне возможны ситуации, когда устранение «своего» дефицита может помочь оппоненту снять и его, возможно еще более острый дефицит. Учитывайте это обстоятельство.

3. «Дефицит» может быть не только вредным, но и полезным! Особенно это актуально при противостоянии «блоков» и попытках удержать важный стратегический пункт.

Чтобы далее не утомлять читателя приведем только один пример.

В этой позиции ходим 10-13, 15-16 (или другую какую-нибудь единичу). Смысл простой. Если оппонент займет поле 10, то он же сам и ликвидирует угрозу дефицита троек, особенно опасность броска 3:3, однозначно ведущего к марсу.

Конечно же, опытный соперник поле 10 не закроет, но попытаться все равно стоит!

Самое главное для темы «дефицит ходов» сформулировано в в седьмой стратагеме (См. «7я стратагема»). Еще более понятной станет тема после ознакомления с принципами тактики и стратегии игры (См. «Тактика и стратегия»).

Правило №1

«Одну шашку с головы, вторую в другом месте».

Вернуться к списку правил. Вернуться в начало.

Это правило действует в основном в начале игры и обусловлено тем, что по правилам длинных нард с руки можно брать только одну шашку. А их изначально в руке 15 штук. Поэтому скорость движения шашек в базе ниже, чем во всех остальных четвертях доски. С любых других пунктов можно куши ходить со столбика хоть все 4 шашки. А с руки нельзя.

Такая особенность руки делает ее уязвимой и в тактическом плане в значительной степени игра в первой половине строится на попытке заблокировать ходы с руки. Отсюда и важность правила - одно движение с руки надо ходить в первую очередь.

Примеры и подробные объяснения желающие могут почитать в книге.

Пока шашек мало, игра фактически «концентрируется» на двух четвертях из четырех.
У своей руки и у чужой. Идет захват чужой базы и защита своей.

И это и последующие «правила» не надо понимать буквально. Это не Правила игры. И даже не обязательные для исполнения инструкции. Скорее эти правила надо понимать как рекомендации, из которых нередко бывают исключения.

В некоторых случаях можно и нужно, игнорируя выход со своей головы, обе шашки сыграть в другой части доски (не с руки).

Сыграть «одну шашку с руки, вторую в другом месте» можно двумя способами. Например, как на позиции на рисунке:

Первый вариант расстановки шашек характерен для самого начала игры, когда надо как можно быстрее занять пункты на базе соперника. Поэтому большую цифру играем для шашки, двигающейся к базе черных. Вообще первый вариант больше характерен для атакующего движения, а второй для оборонительного.

Какой вариант хода выбрать в конкретной игре, зависит от позиции, сложившейся к этому ходу.

Как правило, самые первые ходы делают по первому варианту. Понятно, что пока шашек мало, и об обороне думать еще рано, можно играть агрессивно в атаке. По первому варианту ходить можно также еще в тех случаях, когда у соперника нет шашек, готовых занять свободные пункты на базе, т.е. они стоят вне зоны прямой видимости от свободных пунктов. Такой же вариант хода надо выбирать, если все пункты у базы уже заняты.

Вообще-то, более конкретно расписать, когда применять первый, а когда второй вариант невозможно, да и не нужно. С приобретением даже небольшого опыта, определить по ситуации правильный ход будет не очень сложно.

Еще один важный нюанс. О ходах вообще:

«Удачный» ход – это тот, который привел при последующих бросках и ходах соперника к наилучшей позиции.

«Правильный» ход – это ход, сделанный с учетом всех возможных (благоприятных и неблагоприятных последующих) бросков зар и ходов соперника.

Удачным может оказаться и ошибочный, заведомо слабый ход. Но это наудачу. Постоянная игра на «удачность» хода точно приведет Вас к частым проигрышам.
Хотя отдельной игре и отдельной позиции может и принести выигрыш.

ПЕРВЫЕ ХОДЫ

(Правило №2)

Вернуться к списку правил. Вернуться в начало.

Порой от нескольких первых ходов может зависеть характер всей дальнейшей игры.

В шахматах есть такое понятие «дебютная катастрофа». Это неудачный ход, относительно быстро приводящий к поражению, а иногда даже быстрому мату. Как ни странно, в нардах тоже бывают «дебютные катастрофы».

Одной из самых ярких отличительных особенностей нард является наличие кушей. Им следует уделять в игре особое внимание. В самом начале игры они скрывают в себе возможности резко оторваться от соперника в развитии. Они же могут дать возможность одним ходом получить решающее тактическое преимущество. А могут разметать по доске Ваши шашки или раскрыть все жизненно важные пункты сопернику. Но даже если неправильная расстановка шашек в начале игры приведет просто к потере хода – тоже плохо.

Умеренная атака:

- как правило, дает возможность выстроить хорошую защиту своей базы, соответственно сдержать агрессивную атаку соперника;

- через нее удобнее выходить шашки из второй четверти;

- обладает существенным позиционным недостатком: из нее трудно заводить шашки в дом, тем более в дальние пункты дома;

- приводит к повышению вероятности остаться в доме на минимуме пунктов (зачастую всего на одном пункт) с неудобной их расстановкой в доме;

- блокада пунктов в этой зоне слабо эффективна с точки зрения атаки как таковой.

Агрессивная атака:

- очень эффективна с точки зрения блокады шашек в руке соперника;

- из нее удобно заводить шашки в дом;

- очень гибкая позиция для тактической перестройки шашек из базы соперника в свой дом;

- требует значительных затрат очков, выпадающих на заре для продвижения шашек в зону агрессивной атаки;

- опасна возможностью построения блоков на пунктах 9-16 в качестве контригры соперника;

- построение в зону агрессивной атаки трудно сочетается с защитой собственной базы.

Теперь можно суммировать принципы атаки чужой базы в дебюте игры:

  1. Если есть выбор, лучше захватить пункты 16 или 18 в первую очередь.
  2. Старайтесь подтянуть в чужую базу как минимум вторую шашку.
  3. Если есть выбор – занимайте старшие пункты (17, 18, 19).
  4. Шашки желательно располагать подряд (16-17 или 17-18 или 16-17-18).. Разрывы между своими шашками нежелательны.
  5. Занимать крайние пункты в чужой базе (14 и 18) рекомендуется только при наличии еще шашек во второй четверти – в прямой видимости свободных пунктов базы соперника, готовых захватить еще пункты и обеспечить мостик.

Чтобы дальше разбираться в дебютной тактике и стратегии (и не только дебютной) необходимо правильно оценивать ситуацию на базе соперника и на своей базе.

Очень важно определять критическую ситуацию на базе соперника.

Критической для соперника является, как правило, потеря 4 пунктов у своей руки. Наличие трех пунктов для выхода с руки – состояние неустойчивого равновесия. Поэтому, если у вас есть шанс захватить четвертый пункт – можно пойти на риск: не ходить с руки, не занять свободный пункт у своей руки и т.д.

Критическое состояние соперника – это когда вероятность его проигрыша становится заметно выше 50%. Однако критичность состояния зависит не в последнюю очередь еще от двух факторов: наличия свободных шашек (запаса ходов) и количества оставшихся в руке шашек.

Три занятых пункта.

Сначала поясним, о чем идет речь.

Вы атакуете чужую базу и стремитесь занять все пункты у чужой руки, чтобы поставить марс. Или, хотя бы максимально затруднить игру сопернику.

Сколько шашек у руки дает решающее преимущество, как их расставить у чужой руки, если есть возможность выбирать и изменять конфигурацию такой расстановки. Об этом немного подробнее ниже и поговорим.

На картинке ниже приведен пример позиции на доске: Вы играете белыми, Ваш соперник черными и отмечено какие позиции в чужой базе заняли белые.

а

Чтобы не перегружать текст картинками, в дальнейшем будем показывать только верхнюю правую часть этой картинки. Например, последнюю картинку покажем так, как нарисовано ниже (буква Р внутри шашки означает «рука» черных):

Ситуация, когда вы у чужой руки заняли всего 1-2 пункта, сопернику ничем не угрожает. За редкими случаями трагического невезения соперника. Рассматривать все это нет смысла.

Три шашки у чужой руки – это равновесная позиция. Насколько в целом ситуация на доске хороша или нет для черных – зависит от позиции на остальной части доски.

Поэтому при расстановке на младших пунктах от 1 до 4, большой разницы, как стоят шашки, почти нет. Здесь надо скорее руководствоваться общими соображениями позиции в целом. Т.е. общим «дефицитом» ходов соперника. Опять же, чаще всего большого выбора, куда поставить шашку, нет.

1 2

3 4

Эти четыре комбинации (№1-№4) практически равнозначны, здесь важнее будет дефицит ходов вообще – на всей доске, чем стремление занимать старшие пункты.

Посмотрим теперь варианты №5-№9.

5 7

8 9

С каждым передвижением атакующих шашек на более старшие пункты, ситуация для черных меняется в худшую сторону. Однако фактор неплотного расположения шашек в какой-то мере нивелирует рост преимущества белых. И эти комбинации можно считать практически равными.

Отметим только, что конфигурации №5-№9 предпочтительнее, чем №1-№4. И все же пока все еще ситуация на остальной части доски важнее для выбора (если есть выбор!) как расставить свои 3 шашки.

С каждым передвижением внутри чужой базы 3 шашек белых к старшим (ключевым) пунктам, напряжение в игре все больше смещается в сторону базы черных, она (база) становится все важнее и важнее для обоих игроков. При расстановке №10-№11 игра черных теряет гибкость и все больше направлена на спасение партии и вывод шашек с руки.

10 11

Следующие расстановки (№12-№13)уже по-настоящему опасны!

12 13

Все, что дальше – уже серьезное преимущество для белых и реальная опасность марса для черных.

14

Вариант №14(захвачены ходы с руки 4, 5 и 6, пункты 17, 18, и 19) дает шансы на победу на 10-20% выше, чем №1(захвачены ходы с руки 1, 2 и 3, пункты 14, 15, и 16). Черные находятся в очень тяжелой позиции, и только удачные броски и очень точная игра в обороне могут спасти от поражения. Фактически здесь полное позиционное превосходство белых.

Четыре занятых пункта.

Очень опасная для черных ситуация (№15-№18).

15 16

17 18

И все же вероятность проигрыша черных с марсом здесь не столь велика, чтобы назвать позицию катастрофой. При удачном выпадении старших незакрытых пунктов (3-5 подряд бросков с 4, 5 или 6 на заре – совсем не редкость), черные могут не только уйти от марса, но и выиграть. В такой позиции очень важно, какая позиция в доме белых. Поэтому, стоит серьезно подумать не только об осаде, но и о захвате пунктов в доме.

Перекрывание все более старших пунктов, заметно увеличивает опасность для черных. Разница в том, какие младшие пункты перекрыты, не столь существенна.

19 20

Варианты №19 и №20 по опасности для черных примерно равны.

Перекрытие ходов с руки черных на 5 и 6 – это «перекрытие кислорода» для них. Они на самой грани катастрофы – вариант №21

21

Вариант №22 – уже просто катастрофа для черных. Спасти их может только чудо.

22

И последний вариант №23 – в спасение вообще трудно поверить.

24

Однако, если:

- есть запас ходов черных шашек на остальной части доски;

- на оставшихся для хода черных пунктах есть запас по 2-3 шашки;

- с руки надо убегать всего 2-3 шашки или меньше;

то можно играть в надежде на благосклонность зар, особенно на удачные куши для эвакуации из опасной зоны.

Пять занятых пунктов.

Пять занятых пунктов у чужой руки - это уже, однозначно, игра на марс со стороны атакующих белых. А со стороны черных – отчаянная попытка уйти от марса, вероятность которого очень высока.

Здесь очень высока цена как количества шашек в руке черных, так и запаса ходов черных шашек в остальной части доски. От варианта 24 к варианту 29 вероятность марса увеличивается очень заметно.

24 25

26 27

28 29

Вероятность марса при варианте 29 выше, чем вероятность при варианте 24 примерно на 5-10%.

В варианте 29 уйти от марса поможет уже даже не просто чудо, а какое-то совершенно невероятное везение. Особенно если в руке 5-6- шашек.

Почему же старшие пункты столь важны? Неправильное понимание этого факта может приводить к ошибкам в игре. На самом деле, выпадение и старших и младших цифр – совершенно равновероятно. Откуда тогда такая неравнозначность?

Выше мы уже говорили, что отсутствие старшего хода с руки приводит к разобщению шашек и «разведению» их далеко друг от друга по доске. Образующиеся разрывы опасны тем, что в них соперник будет ставить блоки, стремясь сделать их непреодолимыми. Однако все это правильно и характерно для начала игры. В случае же осады шашек в руке соперника, главным становится давление на оставшиеся шашки, чтобы выдавить их и окончательно заблокировать выход с руки, что означает высокую вероятность марса. С этой точки зрения важно насколько велик запас свободных шашек соперника. Когда перекрыты старшие пункты, с руки даже если удается ходить, то мелкие цифры, а крупные используются на уменьшение «запаса ходов», который от этого быстро расходуется и соперник вынужден освобождать пункты у своей руки.

Если же перекрыты младшие ходы, с руки ход получается большей цифры, а «запас» расходуется гораздо медленнее. Именно поэтому тактический прием «старайтесь занимать старшие пункты у руки соперника» («Вторая рекомендация») столь эффективен.

Третья рекомендация:

Если нет возможности достроить блок у чужой руки переставь шашки перед чужой рукой с младших пунктов на старшие. Аналогично при обороне своей базы, если нет возможности занять еще один выход с руки, переставьте имеющуюся шашку на старшие пункт.

В этой позиции белые не могут поддержать атаку и подтянуть еще шашки, чтобы занять пункты 18 и 19. Но они могут переставить свои шашки так, чтобы они блокировали выход с руки 4, 5 и 6. Эта стойка лучше, чем, если бы пункт 14 был свободным, и его удалось занять. Кроме того, вполне вероятно, белые займут еще один из двух освободившихся пунктов 15 и 16. Эти пункты в прямой видимости белых шашек с пунктов 9, 10 и 12. Учитывая, что в руке черных еще 6 шашек, м


vertikalnie-cilindricheskie-rezervuari-nizkogo-davleniya.html
vertikalnie-kommunikacii-v-obshestvennih-zdaniyah.html
    PR.RU™