ВЕЩНЫЙ МИР КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА

Основные проблемы темы:

1. Интерьер жилища, офиса как фактор культуры и имиджа его владельца.

2. Принципы проектирования современного интерьера.

3. Условия сложения целостного интерьера. Гармонизация целого. Стиль. Тема. Роль материала в образной характеристике интерьера.

4. Зависимость дизайна от стиля, стиль и архитектурный интерьер помещений.

5. Прикладная и возрастная цветопсихология в интерьере. Теория «времен года» в цветовом оформлении интерьера.

6. Дополнительные эффекты: свет, пространство комнаты, цветовые нюансы, искусство комбинирования.

7. Влияние интерьера на психическое и соматическое здоровье человека.

Культура многогранна, она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Предметно-пространственная среда, являясь частью культуры, призвана выполнять ряд функций. Она предметно оформляет жизнь общества, членит ее в соответствии с этническими и социальными различиями, создает условия для преемственности, откликается на тенденции нового, связана с процессами в техническом прогрессе и духовной культуре. Будучи выражением культуры, предметно-пространственнная среда постоянно изменяется, но основные ее функции сохраняются.

Предметно-пространственную среду создают произведения архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Эта искусственно созданная среда противостоит природе, одновременно изолируя от нее человека и связывая его с природой. Проблема отторжения человека от природы (социума и самого себя) не нова и, как мы видим, одной из причин отторжения является предметно-пространственная среда, созданная самим человеком. Преобразуя природную среду, изменяя ее в соответствии со своими потребностями, человек, несомненно, много теряет, и, прежде всего, видение полноты картины мира. Культура больших городов дает возможность человеку наслаждаться плодами цивилизации, но лишает возможности общения с живой природой, уединения, релаксации. Искусственная среда призвана удовлетворять практические нужды человека, защищать от некоторых природных явлений (дождь, снег, холод и т. п.), но, несмотря на ярко выраженную утилитарную функцию предметно-пространственной среды, человек создавал ее по законам красоты, источником которых была целесообразная красота самой природы.

Витрувий, автор энциклопедии «Десять книг об архитектуре», писал, что правила построения прекрасной формы можно обнаружить в строении вселенной, человеческого тела, в законах физиологической оптики и в конструктивных принципах. Его выражение: «Все должно делать, принимая во внимание прочность, пользу, красоту» - стало синонимом совершенства искусственных функционирующих материальных форм. Известный теоретик архитектуры Альберти, несколько веков спустя писал: «Здание есть как бы живое существо, создавая которое следует подражать природе». Великий Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи», где он приводит систему гармонизации формы (пропорции, масштабность, ритм, колорит, коррективы оптических иллюзий), пишет: «…живописец воплощает в форме пропорций те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый…Геометрия и арифметика дают лишь понятие о количестве, изменяемом или неизменяемом, но о качестве они не заботятся; между тем качество есть красота природы и украшение мира».



Элементы предметно-пространственной среды, отражающие жизнь общества, создаются в соответствии со вкусами и идеалами сообщества, проживающего во временном и географическом континууме, их усовершенствование тесно связано с достижениями в области науки и техники. В свою очередь, многие принципы, например - движения, подсказала ученым природа. Известно, что Леонардо да Винчи на полях чертежа летательного аппарата изобразил крыло летучей мыши. Н.Е. Жуковский, основоположник современной аэрогидромеханики и экспериментальной аэродинамики, открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, установил наиболее выгодные профили крыльев и лопастей винта самолета, а также разработал вихревую теорию воздушного винта на основании длительного исследования динамики полета и структуры крыла птиц. Дельфины, как пример обтекаемой формы в природе, помогли ученым в создании в начале двадцатого века быстроходных катеров. Шагающие экскаваторы, прыгающие автомобили, вездеходы типа «Пингвин» как и многое другое создавалось по аналогии с формами живого мира.



Ю.С.Лебедев и В.В.Зефельд («Вопросы современной архитектуры») пишут: «Здание опирается на фундамент и дерево закреплено корнями, как фундаментом, в земле; ствол дерева наводит на мысль о корпусе здания или о колонне… многие формы цветов, листьев, семян, скорлуп кажутся перенесенными в покрытия зданий, выполненных из пространственных оболочек…». Таким образом, наряду с высокими технологиями, новыми методами расчета конструкций, глубокими познаниями в области физики и химии материалов продолжается освоение смысла форм природы, что, безусловно, приближает человека к природе, сокращая дистанцию отторжения.

Получить свою долю благ, не нарушая гармонию чужих жизненных ценностей и экологии жизненного пространства окружающих, может только высококультурный человек, не забывший своих собственных истоков, терпимый к чужим потребностям, культуре, верованиям. Источником информации, помогающим найти общий язык взаимопонимания между людьми различных социальных и национальных групп, могут быть элементы предметно-пространственной среды. Мы судим о вкусах и идеалах общества, о его жизненных и религиозных устоях по вещному миру, который был создан и которым пользовалось данное сообщество в данный исторический, временной, пространственный период. Таким образом, предметно-пространственная среда может сыграть значительную роль в адаптации человека в среде социальной.

В настоящее время, с увеличением доли машинного производства и все возрастающими потребностями людей, значительно увеличивается роль дизайна. С.И.Ожегов («Словарь русского языка») определяет дизайн следующим образом: «Конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Анализируя данное определение, можно очертить ту часть предметно-пространственной среды, которая является дизайн-продуктом. Вещи, или, как принято выражаться, вещный мир, окружающий человека (мебель, посуда, одежда и т.д.) - есть продукт дизайнерского творчества, но только в том случае, если при изготовлении этих вещей задействованы машины, если это вещи массового производства, в противном случае - это произведения декоративно-прикладного искусства. Все машины (бытовая техника, станки, автомобильный парк и пр., вплоть до межконтинентальной ракеты) производятся с участием дизайнеров. Кроме этого, в сфере деятельности дизайнеров – интерьеры. Как видно из определения, три основных принципа конструирования дизайнпродукта - удобство, экономичность и красота (или как говорил Витрувий: прочность, польза, красота). Эти положения просматриваются в функциях дизайна: конструктивной, гносеологической, аксиологической, воспитательной, эвристической, социализации, идеологической, коммуникативной и гедонистической. (Е.Н.Лазарев, Н.П.Валькова «Дизайн как фактор формирования эстетической культуры»).

Конструктивная (или преобразовательная) функция обеспечивает возможность удовлетворения изменяющихся потребностей (утилитарных и эстетических) людей. Кроме того, она обусловливает своеобразное реконструирование предметного мира в зависимости от меняющихся идеалов красоты, технических возможностей, изменения антропометрических данных человека.

Гносеологическая функция дизайна позволяет осуществлять познавательную деятельность на невербальном уровне. Вещи, которыми пользуется тот или иной человек, могут рассказать о нем внимательному собеседнику очень многое. Вещи, которыми пользуется общество в определенной исторической данности, говорят о вкусах, идеалах, религии, ведущих видах деятельности людей, живущих в этом времени, в данной географической среде. Кроме того, при оформлении интерьеров, особенно общественных (в том числе учебных заведений), эта функция активно эксплуатируется (размещаются информационные стенды, таблицы, графики).

Экономические и политические изменения, как правило, достаточно сильно изменяют аксиологическую шкалу как общества, так и отдельного человека, и что вчера, может быть, представляло какую-то ценность, сегодня может обесцениться. Это проявляется в нормах морали, нравственности и идеологии, так же как и в отношениях к предметно-пространственному миру. С одной стороны, такого рода закономерность помогает лучше узнать прошлое и понять настоящее, с другой стороны, учитывая факт обратной силы воздействия мира вещей на человека, формировать аксиологическую шкалу человека и общества в целом. С сожалением приходится констатировать факт избыточного влияния мира вещей на человека, проживающего в России в период изменившейся социально-экономической обстановки.

Способность увидеть в элементах предметно-пространственной среды что-то новое, ранее неизвестное, стимулирует эвристическая функция дизайна. Особенно важно при оформлении дошкольных и учебных заведений использовать такие элементы предметно-пространственной среды, которые способствовали бы развитию воображения детей (абстрактные игрушки, нетрадиционные подходы к оформлению интерьеров и т. д.).

Все, что создается в области дизайна, имеет прямое отношение к жизни людей (функция социализации), так как дизайн-продукт обеспечивает комфортность жизнедеятельности человека. Трудно представить себе жизнь человека в период техногенной цивилизации без достижений в области дизайна, интерьеры - без привычных уже электрической или газовой плиты, без телевизора, музыкального центра, телефона, компьютера (все перечисленные предметы изготавливаются с участием дизайнеров).

Дизай-продукт имеет огромную силу обратного воздействия на человека, пользующегося им, он повсеместно и постоянно, явно и скрыто, опосредованно и непосредственно воздействует на человека, формирует его эстетический вкус и потребности. Создание предметно-пространственной среды по законам красоты и гармонии в учебных и дошкольных учебных заведениях имеет далеко идущие последствия, это скажется в будущем на общем культурном уровне нации, отразится на вкусах и идеалах, политике и экономике будущего общества.

Дизайн-продукт отражает идеологию общества, его создавшего, хотя, на первый взгляд, вещи, технические средства - универсальны, они обслуживают человека независимо от существующей социально-экономической системы. В то же время, в тоталитарном государстве дети играют преимущественно в агрессивные игры, они обеспечены игрушками с высокой точностью имитирующими орудия насилия над личностью. В государстве, где уровень развития нравственности людей обладающих властью невысока, в любое время, в любом магазине, киоске и даже на улице можно купить порнографические снимки, фильмы, пропагандирующие безнравственность, создающие соответствующих данной идеологии кумиров и тому подобное. Идеология находит свое выражение в предметно-пространственной среде, способствует процветанию того или иного мировоззрения.

Продукты дизайна обеспечивают разнообразные связи между людьми: визуальные (прохождение видеоинформации), аудиальные (телефон, радио и т.д.), передача информации через рекламу, фирменные стили, справочную документацию и пр. Таким образом, коммуникативная функция дизайна обеспечивает передачу информации как утилитарного, так и эстетического характера.

Дизайн-продукт вызывает у потребителя эмоциональный отклик (положительный или отрицательный), обусловленный индивидуальностью личности воспринимающего. Но гедонистическая функция считается реализованной только в случае, если дизайн-продукт вызывает у человека чувство эмоционального наслаждения.

При оформлении интерьеров помещений нужно учитывать географический дизайн, тепловой и световой климат помещения, личностно-психологические особенности работающих в этом помещении. Практически все эти проблемы полностью или частично можно решить при помощи цветового оформления помещения. Для этого необходимо знать основы цветопсихологии, прежде всего то, как цвет воспринимается человеком. Г.Фриллинг и К.Ауэр разработали следующую классификацию цветов по психологическому воздействию на человека.

1. Стимулирующие (теплые) цвета - способствуют возбуждению, действуют как раздражители:

красный - волевой, жизнеутверждающий;

кармин - повелевающий, требующий;

киноварь - подавляющий;

оранжевый - теплый, уютный;

желтый - контактирующий, лучезарный.

2.Дезинтегрирующие (холодные) цвета - приглушают раздражение:

фиолетовый - углубленный, тяжелый;

синий - подчеркивает дистанцию;

светло-синий - уводит в пространство, направляет;

сине-зеленый - подчеркивает движение, изменчивость настроения.

3.Пастельные цвета - приглушают чистые цвета:

розовый - нежный, таинственный;

лиловый - замкнутый, изолированный;

пастельно-зеленый - ласковый, мягкий;

серовато-голубой - сдержанный.

4. Статичные цвета - уравновешивают, успокаивают, отвлекают от возбуждающих цветов:

чисто-зеленый - требовательный, освежающий;

оливковый - успокаивающий, смягчающий;

желто-зеленый - изысканный, претензиозный.

5.Глухие тона:

серый - не вызывает раздражение;

белый - гасит раздражение;

черный - помогает сосредоточиться.

6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизируют раздражение, действуют вяло, инертно:

охра - смягчает рост раздражения;

коричневый, землистый - стабилизирует;

темно-коричневый - смягчает возбудимость.

7. Холодные темные цвета - изолируют и подавляют раздражение:

темно-серый, темно-синий, темно-зелено-синий.

Но интерьер не может быть одноцветным - это утомляет не меньше, чем цветовой беспорядок. Для того, чтобы стало возможным грамотно выбрать еще 2-3 цвета, предлагаем Вашему вниманию две теории гармонизации цветовых отношений:

1.Цветовой круг Гете:

Гете, великий поэт и ученый, был и основателем колористики - науки о восприятии цвета, первым свернул ньютоновский спектр в круг, показав непрерывный переход в человеческом восприятии от красного к фиолетовому (рис. 2).


Рис. 2. Цветовой круг Гете

Цвета, которые находятся в круге напротив друг друга (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), Гете назвал дополнительными, а их сочетание - гармоничным. Также гармоничное сочетание дают цвета, находящиеся в круге Гете через цвет (красный и желтый, желтый и синий, зеленый и фиолетовый). Их Гете назвал «характерными парами». Цвета, которые в круге расположены рядом, дают пассивное, невыразительное цветовое сочетание.

2. Цветовая теория времен года. Данная теория предполагает разделение всех цветовых оттенков на четыре группы. Первая - весенние цвета - чистые, нежные, теплые. В этих оттенках, как правило, оформляют интерьеры, которые необходимо высветлить и согреть. Вторая группа - летние цвета - пастельные, прохладные, дымчатые, чуть голубоватые или розоватые. Помещение, выполненное в этих оттенках будет казаться светлым и прохладным. Третья группа - цвета осени - насыщенные, землистые, золотистые, очень теплые. Такие цвета делают помещение теплым и уютным, но за счет насыщенности и землистости цветов оно не кажется светлым. И, наконец, четвертая группа - зимние цвета - очень чистые, отчетливые и холодные. Интерьер выглядит экстравагантно, в нем четкие, сильные контрасты и возникает ощущение прохлады.

Весенние цвета: белая шерсть, сернисто-желтый, кремово-желтый, абрикосовый, розовый лосось, персиковый, кораллово-красный, маково-красный, аметистово-фиолетовый, красновато-фиолетовый, водянисто-голубой, васильково-голубой, королевский синий, светлая бирюза, липово-зеленый, майская зелень, яблочно-зеленый, мшисто-зеленый, нуга-коричневый, терракотово-коричневый, золотистые оттенки верблюжьего цвета, молочный шоколад, орехово-коричневый, кремово-бежевый, бежево-желтый, бежево-серый, гранитно-серый.

Летние цвета: молочно-белый, хризантемно-желтый, лимонно-желтый, старая роза, флоксовый, рубиново-красный, малиновый, цвет арбузной мякоти, спелая вишня, цвет красного вина, сиреневый, фиалково-синий, светло-голубой, дымчато-голубой, ночная синева, мятно-зеленый, лесная зелень, смарагдово-зеленый, кофе с молоком, розовое дерево, горький шоколад, кремнисто-бежевый, беж-старая роза, серебристо-серый.

Осенние цвета: небеленый холст, кукурузно-желтый, яичный желток, персиковый, оранжевый, оранжево-красный, морковно-красный, медно-красный, томатно-красный, ежевично-фиолетовый, сливово-фиолетовый, голубино-голубой, петроль, фиолетово-синий, жадеит, оливковый, оливково-зеленый, хаки, керосиновый, темно-хвойный, красно-коричневый, ржаво-коричневый, кофейно-коричневый, золотисто-бежевый, верблюжий, кремнисто-серый, мшисто-серый.

Зимние цвета: белоснежный, солнечно-желтый, ванильно-желтый, едко-розоватый, едко-розовый, ярко-красный, рубиново-красный, багряный, сине-фиолетовый, темно-фиолетовый, холодный лиловый, лавандовый, льдисто-голубой, лазурно-голубой, морская синева, лагунно-зеленый, бирюзово-зеленый, хвойно-зеленый, дымчато-коричневый, черный, песочно-бежевый, серо-бежевый, голубовато-серый, антрацитовый.

Фурнитура в интерьерах выполненных в весенних и осенних тонах - золотистый металл, в интерьерах, выполненных в летних и в зимних тонах - серебристый металл.

Выбирая ту или иную цветовую палитру, нужно учесть состояние помещения - требует ли оно осветления (в этом случае выбираем весенние или летние тона), требует ли оно утепления (выбираем весенние или осенние тона), требует ли охлаждения (летние или зимние цвета). Кроме того, цветовая теория времен года помогает усилить состояние комфорта, сохранить психическое здоровье человека, если при оформлении интерьера учесть особенности восприятия цветовой палитры людьми разных типов темперамента.

Исследования психологов показали, что меланхолик более уютно чувствует себя в оттенках летней палитры. Голубой цвет является родственным ему по сути, действует на него успокаивающе, сдержанно, пассивно, прохладно, дает ему гармонию, удовлетворенность, расслабление. Компенсирующим цветом являются красные и желтые цвета, которые дают меланхолику заряд бодрости и веселья.

Флегматик любит покой и устойчивость. Родственный цвет - зеленый, он успокаивает, уравновешивает и стабилизирует флегматика. Зеленый в желтоватых тонах, приветливый и веселящий, относится к осенней цветовой гамме. Голубоватый зеленый способствует сосредоточенности, дистанцирует от внешнего, он относится к летней палитре. Компенсирующие цвета - активные и оживляющие из красной и желтой части спектра.

Сангвиник, веселый и открытый человек, как показывают наблюдения, предпочитает краски весны. Любимый - веселый, приветливый желтый цвет, компенсирующие цвета, которые приглушают фонтанирующий темперамент сангвиника - фиолетовый, неяркие темные тона.

Экстравертированный, очень темпераментный холерик прекрасно себя чувствует в атмосфере динамичного красного цвета, выбирает в интерьере краски зимы, уравновешивает активного холерика зеленый цвет.

Объединив теории гармонизации цветовых сочетаний и особенности восприятия цвета можно создать комфортную микросреду, способствующую сохранению здоровья, повышающую эффективность труда.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные принципы проектирование современного интерьера.

2. В чем сущность цветовой теории времен года? Как можно с помощь данного подхода скорректировать температурный и световой режим помещения?

3. Классифицируйте цвета по психологическому влиянию их на человека.

ТЕМА 10

ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Основные проблемы темы:

1. Традиции и их трансформация в современных условиях.

2. Правила хорошего тона как искусство саморегуляции.

3. Критерии выбора модели поведения.

4. Деловой протокол.

5. Международная вежливость.

Этикет — явление исторически изменчивое. Конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и «приличных манер» времен Людовика XIV.Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, на их взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня — это прежде всего средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение. Как справедливо заметил академик Д. С. Лихачев, «в основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. И в этом отношении вполне уместна аналогия: без овладения этикетом человек похож на шофера, который в час пик выехал на оживленную улицу, не зная правил уличного движения. Нетрудно представить, к каким конфликтам, а быть может, и трагедиям это может привести.

Вместе с тем правил этикета на сегодняшний день накопилось огромное количество. Многие из них пришли из истории, а иногда и из очень древней истории. Например, правила, согласно которым мужчина должен обнажать голову перед женщиной (снимать шляпу), вставать при разговоре с ней, уступать ей место и, вообще, оказывать всевозможные знаки внимания.

Этикет претерпел значительные изменения, время отсеяло все неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.

Так, еще в средние века, в XI — ХШвв., высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

Современная жизнь, рождая новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. И запомнить их все практически невозможно. К счастью, этого и не нужно, поскольку предусмотреть все возможные ситуации, где от человека потребуется проявление внешней культуры, все равно нельзя. Жизнь сложнее правил, и в ней встречаются такие ситуации, которые не могут быть предусмотрены даже самым полным сводом правил этикета. Значит, сегодня более важно не просто заучить сами правила, но понять «дух», суть и смысл этикета, т. е. в конечном счете усвоить основные принципы, как замечает Л.С. Лихачева, и мы с ней совершенно согласны. (Школа этикета: Поучения на всякий случай/Авт.-сост. .С. Лихачева. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-в., 1997.-448с.) А таких принципов можно выделить несколько.

Прежде всего, это принцип гуманизма, человечности,который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость — форма взаимоотношений между людьми, суть которых доброжелательство, желание другому человеку добра. Вежливость включает в себя такие человеческие проявления, как внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям.

Доброе отношение к людям — главная нравственная основа современного этикета. Поэтому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манерами. Требованиями гуманного, доброго отношения к людям продиктованы очень многие правила этикета. Например, такие:

· нехорошо шептаться в присутствии других;

· не следует придирчиво рассматривать столовые' приборы в гостях, тем более не надо протирать их салфеткой;

· нельзя курить в помещениях без разрешения присутствующих; открывать окно (форточку), не получив согласия у окружающих;

· передавая письмо через знакомого, не рекомендуется заклеивать конверт: это может обидеть человека недоверием;

· нельзя громко кричать и разговаривать на лестничной площадке, в коридоре, поскольку в соседней квартире (комнате) может оказаться больной, спящий или просто уставший человек.

Этот список конкретных правил можно продолжать и дальше, но общий вывод ясен: этикет предлагает такие действия, в которых проявляются чуткость, внимательность, доброта, вежливость по отношению к другим людям.

Порой встречаются мнения, что вежливость — нечто противоположное прямоте и искренности, что это форма лицемерия, особенно если речь идет о необходимости проявить вежливость к человеку, который не вызывает симпатий. На это можно ответить следующее. В жизни действительно встречаются ситуации, когда мы вынуждены иметь дело с человеком, не заслуживающим по тем или иным причинам уважения. Но это отнюдь не дает нам право унижать его человеческое достоинство. В любом случае надо оставаться вежливым! Другое дело, что сама вежливость может проявляться по-разному. Не случайно принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Корректность — несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, самых конфликтных. Проявлять корректность — значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению. Поэтому на вопрос: «Надо ли здороваться с человеком, который мне не нравится или на которого я серьезно обижен?» — следует ответить утвердительно. Но это не значит, что надо бросаться ему в объятия или крепко пожимать руку. Это можно сделать в форме корректной вежливости, то есть «сухо» поздороваться.

Учтивость — вежливость почтительная, обычно проявляемая по отношению к старшим. По мнению Жана де Лабрюйера, французского моралиста XVII в., «суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

Любезность — вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому. Любезный человек — это человек приветливый, обходительный, предупредительный. Плутарх в «Застольных беседах» пояснял это качество следующим образом: «Любезностью будет заговорить с охотником о собаках, с болельщиком о гимнастических состязаниях, с влюбленными о красавицах. Человек, преданный набожности и обрядности, любящий поговорить о вещих снах и о том, как ему помогли священные процедуры, предчувствия и вещания оракулов, будет рад, если задать ему относящийся к этому вопрос. А старикам, готовым говорить по всякому поводу, хотя бы и не к делу, доставит удовольствие любой вопрос, идущий навстречу этой их склонности».

Деликатность — вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение. Н. А. Добролюбов, например, считал, что «сущность деликатного характера состоит в том, что ему в тысячу раз легче самому перенести какое-нибудь неудобство, даже несчастье, нежели заставить других переносить его. Если он потеряет вашу вещь, он продаст последнее, останется без гроша сам, но во что бы то ни стало постарается вознаградить вас за потерю. Если он дал вам денег взаймы и видит, что вы нуждаетесь, он сам будет переносить нужду, но не спросит своего долга. Если он сам занял, он не успокоится, пока не расквитается с вами. Главная забота, главная его мысль — о том, чтобы не стеснить кого-нибудь, не быть кому-нибудь в тягость. Он постоянно и чутко смотрит, не помешал ли он вам, не скучно ли вам с ним, не стесняетесь ли вы его присутствия или обращением с вами и т. п. В нормальном своем положении, т. е. в соединении с энергией характера и правильно развитым сознанием своего достоинства, такая деликатность составляет одно из высших достоинств человека. В ней соединяется тогда и честность, и справедливость, и деятельное участие в судьбе ближнего...»

Тактичность. Многие считают, что вежливость и тактичность — одно и то же, но существуют некоторые нюансы, которые позволяют их различать. Чем же отличается вежливость от тактичности? «Однажды гуляли два джентльмена и беседовали на тему, чем отличается вежливость от тактичности. К единому мнению они не пришли и надумали предоставить решение спора первому встречному человеку. Это был трубочист. Выслушав существо проблемы, молодой человек сказал, что его образование не позволяет высказывать научные теории, а пример привести он может: «Я чистил трубы вон в том большом особняке,— рассказал он.— Закончив работу, заблудился и стал искать выход. Толкнув одну из дверей, я оказался... в ванной комнате, где среди кружевной мыльной пены лежала в ванне юная леди. Она вскрикнула. А я сказал: «Простите, сэр!» — и быстро вышел. Так вот, «простите» — это была вежливость, а «сэр» — тактичность.

Тактичность — это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть другого человека:

— тактичный человек не разглядывает беззастенчиво окружающих людей, особенно с физическими недостатками;

— не дает непрошеных советов и не задает вопросов о возрасте женщинам, пожилым и незнакомым людям;

— не проявляет интереса к интимной стороне жизни других людей, не вмешивается в их частную жизнь;

— не злословит по поводу хозяйки и ее кулинарных способностей, покинув порог гостеприимного дома;

— не высказывает в присутствии других людей замечания человеку, не владеющему хорошими манерами;

— получив несколько одинаковых подарков в день рождения, не сетует, не возмущается и т.п.

Тактичность — непременное условие и обязательный признак хорошего воспитания, которое, как заметил А. П. Чехов, заключается «не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой». Иначе говоря, тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте. В этом отношении очень мудро высказался Джонатан Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Скромность — умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Скромный человек, как его определяет «Толковый словарь русского языка», это «сдержанный, умеренный, простой, пристойный человек». Скромный человек:

— не попытается обойти очередь, расталкивая всех локтями;

— не возьмет с блюда лучший кусок;

— не будет добиваться любой ценой победы в незначительном споре;

— не станет навязывать свои вкусы и мнения, симпатии окружающим;

— не будет кичиться своим служебным или материальным положением, подчеркивать свое умственное или физическое превосходство;

— как бы ни были велики его заслуги и отличия, он никогда не станет выставлять их напоказ.

В этом отношении своим воспитанием отличаются англичане. Они не выставляют себя в разговоре, не ведут речи о себе самом, о своих делах, профессии. Более того, считается дурным тоном неумеренно проявлять собственную эрудицию и вообще безапелляционно утверждать что бы то ни было.

Однако самыми скромными людьми считаются французы. И вот почему. Оказывается, французы при перечислении ряда лиц никогда не поставят себя на первое место. Французы не говорят, например, «я с родителями...» или «я и мои друзья...» Не случайно у них есть даже выражение «Моя собака и я ходили на охоту». И такая скромность объясняется вовсе не особенностями французского языка, а воспитанностью французов, их внимательностью и уважением достоинства других людей. Впрочем, подробнее рассмотрим особенности общения с иностранцами в конце данного раздела.

Подлинная скромность не имеет ничего общего со скованностью, зажатостью, робостью. Все это — проявления комплекса застенчивости, часто возникающего лишь потому, что человеку недостает умения и навыков свободного культурного общения. Он не знает, как начать разговор с незнакомым человеком, как и о чем говорить с ним, оказавшись наедине, не умеет правильно пользоваться столовыми приборами, носить элегантную одежду и т. п. Он все время боится что-нибудь нарушить, сделать не так, как должно. Порой такую неуверенность и смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, но чаще это приводит к болезненной сосредоточенности на себе и своем поведении, переживаниям одиночества, неполноценности.

Как верно заметил Жан де Лабрюйер, «скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность».

Точность — умение ценить свое слово, не бросать его на ветер, т. е. выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т. д. «Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей!» — изречение французского короля Людовика XVIII фактически превратилось в английскую пословицу. Англичане всегда славились своей точностью и пунктуальностью. В Англии рассказывают историю об одной леди, которая обещала прийти к обеду и не пришла. Хозяйка подождала ее пять минут и предложила всем сесть за стол без этой гостьи. «Она, наверное, сломала ногу»,— сказала хозяйка. И действительно, через несколько минут по телефону попросили передать извинения от леди М., которая не смогла прийти на обед, т. к. по дороге сломала ногу. Эта, казалось бы, банальная история подчеркивает одну простую, но очень важную мысль: воспитанный человек не прийти куда-либо в назначенное время или опоздать может лишь в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств. И то, он непременно постарается сообщить об этом как можно раньше.

Китайская пословица гласит: «Лучше сто раз отказать, чем один раз не исполнить обещанного».

Второй важнейший принцип современного этикета - это принцип целесообразности действий.

Почему котлету не следует резать ножом? Потому, что она мягкая! Почему нельзя входить с мороженым в городской транспорт? Потому, что можно испачкать одежду окружающих людей.

Всеочень разумно, просто. В этом как раз и заключается преимущество современного демократического этикета перед сословным, аристократическим. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то нестандартной, новой для нас ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям.

Даже обращение с торжественными столовыми приборами, которые приводят нас в смущение своим количеством и разнообразием, становится достаточно простым, если руководствоваться этим принципом. Известно, что лежащие слева и справа от тарелки ножи и вилки соответственно составляют пары. Поэтому пользоваться ими следует по мере перемены блюд, начиная с тех, которые лежат дальше от тарелки, с тем, чтобы постепенно занимаемая ими площадь сокращалась, а с последней тарелкой официант унес бы и последние приборы. Разумно и удобно!

Основываясь на целесообразности, современный этикет никогда не требует однозначности порядка действий: поступай только так и не иначе. Жизнь сложна и многообразна, и в ней порой возникают такие ситуации, которые не предусмотрены правилами. В этом смысле современный этикет не догматичен, он предполагает возможность выбора и творчества в неста<


vi-drug-bogom-oboznachennij.html
vi-est-duh-ot-dunoveniya-boga.html
    PR.RU™